Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
(формирование элементарных математических представлений)
с использованием элементов современных образовательных технологий
ТРИЗ- экспериментирования и Логических блоков Дьенеша.
Дата проведения: 14.02.2018г. Количество детей: _________ |
Провела: воспитатель I квалификационной категории Кочеткова Татьяна Юрьевна |
Тема: Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.
Цели:
- учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;
- упражнять в сравнении двух групп предметов;
- учить соотносить цифру с количеством предметов;
- учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами;
- закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат;
- познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
- Р, занятие у нас сегодня не обычное.
- Пока вы были на занятии по физкультуре, я решила проветрить группу, открыла окно и ушла. А когда вернулась увидела, что к нам прискакали в гости белочки. Они так громко галдели. Оказывается, что они совсем не умеют считать.
- А вы умеете считать?
- Белочек научите считать?
- Я предлагаю пригласить белочек на наше занятие.
2. Актуализация ранее приобретенных знаний.
- Задание-игра «Сосчитай и нарисуй» (лист 22, рис. 1).
- Р., предлагаю посчитать белочек. (считают самостоятельно) Сколько у вас получилось? (пять)
- Что любят есть белочки? (ответы детей)
- Р., посмотрите на доске есть грибы? Сколько их? (один гриб)
- Всем ли белочкам хватит грибочков? (нет) Почему? (белочек больше, чем грибочков)
- Конечно, белочек намного больше, чем грибочков. И всем хочется его съесть, поэтому они ссорятся.
- Что же нам сделать, чтобы они не ссорились? (дать другим белочкам по грибочку)
- Правильно, мы должны каждой белочке дать грибочек, тогда они ссорится не будут.
- Но сколько же нам грибочков понадобится? (четыре) Почему? (Потому что один грибок уже есть.)
- Р., посмотрите, сколько белочек и сколько грибочков? (Грибочков и белочек стало поровну.)
- Что можно сказать про количество белочек и грибочков? (Их поровну, по пять, белочек столько же, сколько грибочков, а грибочков столько же, сколько белочек.)
- А теперь выполним это же задание, но в своих тетрадях. Сколько грибочков вам нужно нарисовать? (четыре)
Гимнастика для глаз “Весёлая неделька”
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения.
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
- Задание-игра «Число и цифра» (лист 22, рис. 2).
- Р., мы с вами выучили уже много цифр. И я предлагаю вспомнить и повторить стихи про цифры 1—5.
Это цифра - единица.
Видишь, как она гордится.
А ты знаешь, почему?
Начинает счет всему.
- О какой цифре это стихотворение? (Один) Найдите цифру 1 у себя в рабочей тетради, соедините ее с карточкой, на которой такое же количество кружков.
Цифра два - лошадка-диво
Мчит, размахивая гривой.
- О какой цифре это стихотворение? (Два) Найдите цифру 2 у себя в рабочей тетради, соедините ее с карточкой, на которой такое же количество кружков.
Выгнув шею
- Гусь и только,
- Цифра три
Спешит за двойкой.
- О какой цифре это стихотворение? (Три) Найдите цифру 3 у себя в рабочей тетради, соедините ее с карточкой, на которой такое же количество кружков.
Цифра четыре всех удивляет:
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.
- О какой цифре это стихотворение? (Четыре) Найдите цифру 4 у себя в рабочей тетради, соедините ее с карточкой, на которой такое же количество кружков.
Кто так может закружиться,
Кто так может танцевать,
Кто так может прокатиться?
Ну конечно, цифра 5!
- О какой цифре это стихотворение? (Пять) Найдите цифру 5 у себя в рабочей тетради, соедините ее с карточкой, на которой такое же количество кружков
- Р., я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю всех пройти на палас и сесть по кругу.
Дидактическая малоподвижная игра "Молчанка"
(с использованием Логических блоков Дьенеша)
- Р, мы с вами сейчас поиграем в игру "Молчанка". Мы в нее играми много раз, но правила я вам еще раз напомню. Я сейчас вам буду показывать карточки с некоторыми символами, вы на них смотрите очень внимательно. Тот из вас, чье имя я назову, должен будет взять такой блок из моей корзины, который подходит к обозначениям на карточке. Все это мы делаем молча и быстро. Никто не выкрикивает и не подсказывает, каждый работает сам.
Дети выполняют задание.
- Молодцы! Все справились!
Подвижная игра "Найди свой дом"
(с использованием Логических блоков Дьенеша)
- Р., вы сейчас в руках держите блоки. Перед вами на полу лежат домики. Я предлагаю вам, каждому блоку найти свой дом по форме. внимательно смотрите, в каком из домиков должен жить ваш блок. По моему сигналу, вы находите свой домик, становитесь рядом с ним, и поднимаете фигуру вверх, над головой. Я пройду проверю все ли справились с заданием.
- Итак, приготовились! Найди свой дом!
дети выполняют задание.
- Молодцы! Все справились! Прошу пройти на свои места за столами.
- Игра «Найди и закрась» (лист 22, рис. 4). (с применением ТРИЗ- экспериментирования)
- Р., мы сейчас с вами играли с геометрическими фигурами. Назовите, пожалуйста, какие у нас были геометрические фигуры? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Молодцы! Давайте все вместе скажем: "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ" (дети повторяют)
- Итак, геометрические фигуры - это круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Сегодня мы с вами познакомимся с геометрическими телами. Вы с ними часто встречаетесь в своей жизни, но мало кто об этом знает.
- И белочки, которые к нам сегодня пришли, научили меня небольшому волшебству. Они не умеют считать, но они умеют фигуры превращать в тела.
- Посмотрите, у меня в руках, палочка от мыльных пузырей. Какую фигуру вы видите? (Круг) Правильно, круг. Но если, я сейчас подую на этот круг (дую), то он превратится во что? (мыльный пузырь) А вот и не отгадали! Мой круг превратился в ШАР! Мячик с которым мы играем, это тоже шар. Воздушный шарик, который мы надуваем тоже превращается в шар и мыльный пузырь это тоже шар.
- Найдите в своих рабочих тетрадях шар. Раскрасьте его красным цветом. Выполняют.
- Посмотрите, теперь у меня в руках какие фигурки? (Квадратики) Правильно, квадратики. Сколько их? (много, 6) Но посмотрите, что получится, если я из все сложу? (Кубик) Да, это кубик. Но правильно он называется КУБ. Мы просто ласково его так называем - кубик.
- Найдите у себя в рабочих тетрадях куб и раскрасьте его синим цветом.
- Теперь в руках я держу, что? (прямоугольник) Конечно, это геометрическая фигура - прямоугольник. Сейчас я беру клей, промазываю одну сторону прямоугольника, сворачиваю его и склеиваю с другой стороной. Что у меня получилось? (кружка) Почему кружка? (Потому, что мы так делали кружку) Молодец, мы с вами таким образом делали кружку. Но у меня нет ручки. Что же это получилось? (труба) Да, это похоже на трубу, только это называется ЦИЛИНДР. У нас кружка похожа на цилиндр, скотч широкой похож на цилиндр, бутылка похожа на цилиндр, труба похожа на цилиндр и многое другое.
- Найдите у себя в рабочих тетрадях цилиндр, раскрасьте его зеленым.
- Давайте еще раз все вместе скажем, что мы раскрасили красным цветом? (ШАР) Что раскрасили синим цветом? (КУБ) Что раскрасили зеленым цветом? (ЦИЛИНДР)
- Как называются и шар, и куб, и цилиндр? (Геометрические тела)
3. Итог занятия.
- Р., давайте вспомним кто к нам сегодня приходил на занятие?
- Чему мы их научили?
- А чему научились сами?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что понравилось?
- Что было тяжелее всго?
4. Рефлексия
- Р., у нас осталось одно не выполненное задание. Его мы выполним после дневного сна.
- Игра «Что сначала, что потом» (лист 22, рис. 3).
Предложите детям вспомнить:
- Что они делали вчера? (Занимались, ходили в театр, гуляли, смотрели мультфильмы и т.д.)
- Что они будут делать сегодня? (Заниматься, играть, гулять и т.д.)
- Чем они будут заниматься завтра? (Пойдут в цирк, в музей, зоопарк и т.д.)
- Предложите детям посмотреть на картинку и послушать рассказ:
«Вчера выпало много снега, а сегодня дети построили из него большую снежную горку и полили ее водой. Завтра горка замерзнет, и дети будут с нее кататься на санках».
Задайте детям вопросы по содержанию рассказа.
- Когда шел снег? (Вчера.)
- Когда дети построили горку? (Сегодня.)
- Когда они будут кататься на санках с горки? (Завтра.)