Особенности развития детей пятого года жизни

Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:

  • рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см

  • вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

  • чистить зубы

  • расчёсывать волосы

  • полоскать горло

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

 

Происходят изменения и в сознании детей

     Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью.      Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

     Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки - спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

     На 5 г.ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами окружающего, выходящими за пределы своего опыта и восприятия детей.

    Очень важно понимать, когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т.д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.

     Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

     И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких «невидимых» сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос - ответить на него необходимо, но как можно проще и понятней для ребёнка.

    Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Мышление ребёнка после 4-х лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

 

Совершенствуется способность классифицировать.

Формируется операция сериации - построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).

Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сопереживать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К 4-м годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

 

Больше информации
Награждение
Контакты
Phone: +7 922 534-41-01 Email: Tase4ka.Sh@mail.ru
МБДОУ "Северный детский сад "Василёк"
461670, Оренбургская область, 
Северный район, село Северное
ул. Ленина, д.1Е
тел: 8 (35354) 2-19-64