Педагогическая статья

«О талантах ребенка: как их распознать?»

Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

· интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

· любит конструировать модели, приборы;

· сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

· может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

· любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

· интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

· любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

· очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

· поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

· сочиняет свои собственные мелодии;

· научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

· обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

· умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

· любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

· часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

· с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

· не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

· часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

· стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

· меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

· с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

· с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

· пластичен и открыт всему новому;

· любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

· хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

· обладает хорошей памятью;

· легко и быстро схватывает новый школьный материал;

· задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

· любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

· обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

· гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

· обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

· очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

· он очень энергичен и все время хочет двигаться;

· он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

· он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

· не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

· лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

· предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

· кажется, что он никогда всерьез не устает;

· неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

· рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

· любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

· выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

· изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

· любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

· не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

· в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

· серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

· в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

· стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

· не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ

  • Понять ребенка и осознать его неординарность.
  • Не игнорировать всю уникальность его данных.
  • Не восторгаться им сверх меры.
  • Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для "поощрения" таланта.
  • Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
  • Не культивировать необходимость преуспеть.
  • Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  • Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему.
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  • Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  • Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.
  • Учитывать его индивидуальность.
  • Все время ободрять его.
  • Тактично обращаться с ним.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
  • Считать себя самым счастливым из родителей.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ  РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ

  • Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  • Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
  • Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  • Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  • Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
  • Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
  • Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  • Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  • Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  • Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  • Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  • Драматизировать все неудачи.
  • Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  • Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит
  • Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
  • Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  • Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  • Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  • Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.

7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.

9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.

11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

14. Я регулярно читаю ребенку.

15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.

28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

 

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Больше информации
Награждение
Контакты
Phone: +7 922 534-41-01 Email: Tase4ka.Sh@mail.ru
МБДОУ "Северный детский сад "Василёк"
461670, Оренбургская область, 
Северный район, село Северное
ул. Ленина, д.1Е
тел: 8 (35354) 2-19-64