Консультация для родителей

"Тренируем пальчики - развиваем речь!"

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков»

Сухомлинский.

Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Что же делать? Как помочь ребенку?

Игры в домашних условиях для развития мелкой моторики детей 3 лет.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455214992.jpg1. Пожалуй, первое, что могут сделать родители для развития мелкой моторики – это массаж ладоней. В аптеке можно приобрести массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами. Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Его катают по ладоням, кольцо надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.

"Ёжик"

«Ежик» в руки нужно взять,   (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.            (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!      (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять.                 (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!       (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

 

2. Любимые многими пальчиковые игры-забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем.

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,    (Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять.        (Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Вдруг ворона подбегает,         («Идти» по столу указательным и средним пальцами.)

Головой она кивает,                (Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз).

Каркает:"Вот и обед!"              (Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь — а червячков уж нет! (Сжав кулачки, прижать их к груди)

 

3. Игры с сыпучими материалами: крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок. Тут большой простор для фантазии. Крупу можно просто насыпать в глубокую миску и дать ребёнку порыться в ней, покупать ручки. Можно смешать разные крупы. После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

4. Полезными игрушками являются различные шнуровки, нанизывание бусин. Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т. д. А можно просто взять макароны с большими дырочками. Также полезны игры с прищепками. Можно поставить низкую сушилку для белья на пол или привязать между стульев толстую верёвку, а затем вешать с помощью прищепок носовые платочки и одежду кукол, а также можно сделать картинки с недостающими детали и с помощью прищепок дополнять картинки (например: солнышку сделать лучики, а цветочку – лепестки).

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, замков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

7. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.

8. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

9. Игры с водой. Это могут быть всевозможные вылавливания. В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки! Также любой малыш приходит в восторг от взбивания пены венчиком! Научите малыша переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.

10. Играем со щипцами и пинцетами. Сортируйте помпоны по цветам, используя щипцы или пинцет. Раскладывайте пинцетом маленькие фасолинки в форму для льда.

11. Разнообразные игры с театрами: пальчиковый театр, кукольный театр, теневой театр и т.д.

 

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

 

Больше информации
Награждение
Контакты
Phone: +7 922 534-41-01 Email: Tase4ka.Sh@mail.ru
МБДОУ "Северный детский сад "Василёк"
461670, Оренбургская область, 
Северный район, село Северное
ул. Ленина, д.1Е
тел: 8 (35354) 2-19-64